В форме содержатся ошибки, исправьте их, пожалуйста
Ваша заяка отправлена.
+38 (050) 470-82-82 zavod.aleko@gmail.com
Завод самосвальных кузовов Алеко
Заказать звонок

На чем выгоднее перевозить зерно?


Зерновые автопоезда от Scania пришли на замену железнодорожным поездам с традиционными зерновагонами. Стоимость перевозки почти такая же, но грузовики - мобильны, удобны и оснащены современным оборудованием, которое помогает владельцу экономить деньги.

Есть ли альтернатива железной дороге?

Исторически сложилось так, что почти все грузовые перевозки в пределах страны осуществлялись железнодорожным транспортом : этому способствовали и развитая, разветвленная сеть железных дорог, и стоимость таких перевозок, была очень дешевой. Не исключением было и перевозки агропродукции. До сих пор от 70% до 90 % урожаев, выращенных украинскими земледельцами, перевозит «Укрзализныця».
Но с каждым годом аграрии убеждаются, что перевозить выращенную продукцию по железной дороге становится все труднее. Если в советское время в республике насчитывалось примерно 20 тыс. зерновагонов, в начале 2000-х годов их осталось 15 тыс., а сейчас номинально есть 11 тыс., однако в исправном состоянии далеко не весь подвижной состав. Сейчас только часть зерновагонов, по разным оценкам, от 6 до 8,5 тыс. единиц, еще может перевозить груз. Каждый год из употребления выбывает 1000-1500 вагонов-зерновозов, следовательно где-то к концу 2018 весь подвижной состав зерновозов «Укрзализныци» уйдет в отставку!
А агропроизводство неуклонно растет: в начале 2000 годов в Украине производили 25-30 млн тонн зерна и 6-8 тонн масличных культур, сегодня же производство зерна увеличилось до 50-55 млн тонн, а масличных - до 12 млн тонн. В прошлом году украинским аграриям с урожаем не повезло: из-за сложных погодных условий был потерян урожай с 1300 тыс. га. Несмотря на это, в октябре- ноябре отгружать зерновые культуры было большой проблемой. Что же будет в этом году, если урожай зерновых будет на 4-5 млн тонн больше (как прогнозируют ученые -агрономы), а количество пригодных к перевозкам зерновагонов уменьшится по крайней мере на 1000 единиц?
Еще одна печальная тенденция бросается в глаза - стоимость железнодорожных перевозок становится все дороже.
Учитывая то, что «Укрзализныця» не спешит обновлять свой парк зерновагонов, аграриям и агроперевозчикам приходится искать выход из этой катастрофической ситуации. Поэтому многие из них уже обратили внимание на новый зерновоз от Scania. И это не удивительно. Перевозка агропродукции качественными современными автомобилями с использованием новейших технических решений, при определенных условиях, сопоставимо с тарифами железной дороги.

Как создавался зерновоз:

непростые задачи и их решение
Scania, которая уже 20 лет работает в Украине, не случайно сосредоточила свое внимание на зерноперевозках. Андрей Даллакян, коммерческий директор «Скания Украина», рассказывает: «Раньше грузовики Scania использовались преимущественно для международных перевозок, сейчас же 70-80% проданных автомобилей ездят исключительно дорогами Украины. Большинство из них работает в агросегменте. Поэтому мы хорошо понимаем этот рынок и его потребности. И решение выпускать именно зерновозы было продиктовано насущной потребностью рынка, оно назрело и было взвешенным. Мы начали их выпускать только в прошлом году, но этому предшествовали годы исследований: мы тщательно изучали различные этапы агропроизводства и его виды, чтобы лучше понять как ограничения, существующие в сегменте зерноперевозок, так и требования к такому транспорту. Scania поняла, какой именно автомобиль нужен агрорынку, и предложила наиболее удачное решение».
С требованиями просто. Каждый владелец предпочел бы, чтобы его автомобиль был экономически выгодным, то есть сжигал бы меньше топлива (обычно удельный вес топлива в себестоимости агроперевозок 30-40%) и, конечно, быстро бы окупился.
Относительно экономного расхода топлива, то «Скании» нет равных: экономные и одновременно мощные двигатели - это визитка компании. А относительно быстрой окупаемости приобретенного автомобиля, то это, конечно, зависит от интенсивности его эксплуатации. Он не должен простаивать. Но зерно - груз сезонный. Как сделать грузовик более универсальной, чтобы работала целый год? Нужна такая модификация кузова, позволяющей успешно использовать автомобиль не только для перевозки зерна, но и для транспортировки других видов грузов.


Благодаря низкому потреблению топлива и интенсивному использованию автомобиля себестоимость перевозки зерна может сравниться с тарифами железной дороги. Удешевления перевозок зерна достигается еще и за счет большого объема. Специалисты компании «Скания Украина» проанализировали, что в Украине среди агропродукции наибольшие объемы перевозок приходятся на семена подсолнечника (у нас выращивается 52% мирового урожая этой культуры). Эти семена имеют небольшую плотность, поэтому требует наибольшего объема кузова, иначе перевозки становятся невыгодными. Scania ориентировалась, в первую очередь, на эти семена, но в новом зерновозов можно перевозить любое зерно.
А еще Scania понимала, что автомобиль должен быть приспособлен к существующей инфраструктуры хозяйств, которая имеет определенные ограничения. Например, у подавляющего большинства агрохозяйств амбары достаточно низкие, и высота ворот не превышает 3-3,2 м. Соответственно, машина, имеющая большую высоту, внутрь не проедет.
Другое ограничение связано с взвешиванием агропродукции. В агрохозяйствах груз взвешивают вместе с машиной на огромных весах - платформах. В агрохозяйствах Украины на сегодняшний день насчитывается около 300 таких весов. Все платформы имеют ограничения как по массе, так и по длине автопоезда. Следует заметить, что большинство весов -платформ были построены еще в советское время, в КАМАЗы. Есть небольшие платформы длиной 12 м, на которых можно взвесить до 30 т, есть и больше - 16 -ти и 18- ти метрах (60 т). Современные же хозяйства, зернохранилища имеют веса - платформы длиной 20 м, на них можно взвесить до 80 т. Но нужно учитывать то, что логистика в агросекторе непростая. Перевозка груза из пункта А в пункт В - это, как правило, только один отрезок сложной логистической цепочки, поэтому, если хотя бы в одном из пунктов этой цепочки веса "маленькие", нет смысла отправлять в рейс чрезмерное машину.
Еще одно ограничение связано с тем, что и на погрузочно-разгрузочные платформы и на весы грузовикам довольно сложно заехать, т.к. пандусы имеют слишком большой угол атаки. Машины часто не проходят по клиренсу и цепляются бампером за пандус.
Собрав и проанализировав все проблемы, с которыми постоянно сталкивается агроперевозчик, Scania предложила решение, которое позволяет решить все проблемы. И это не одна модель автомобиля, а множество различных моделей, которые можно собрать из стандартных блоков под конкретный запрос.


Основная концепция, которой придерживается Scania последние 60 лет - это унификация

«Основная концепция, которой придерживается Scania последние 60 лет - это унификация, модульность и гибкость выстраивании конструкции. Это как конструктор Lego. В зависимости от потребностей заказчика, от его пожеланий, мы, используя свой опыт и стандартные унифицированные блоки, собираем «именно его машину». Мы не первые, кто пытался войти в сектор украинских агроперевозок. Но другие, сталкиваясь с ограничениями, которые выдвигал этот рынок, понимали, что не могут ничего сделать. Ну, не могут сделать низкую кабину или больше клиренс, потому выпускают автомобили только определенного образца. Наша же конструктивная гибкость позволила нам выбрать решения, которые преодолели все указанные ограничения. Заказчик может выбрать и количество осей, и нагрузку на ось, и межосевое расстояние (от 2 до 7 м). Мы предлагаем на выбор различные кабины, двигатели, коробки передач, мосты и прочее. А за счет мелких деталей, которые можно подбирать в зависимости от своих потребностей и предпочтений, количество вариантов становится бессчетным», - рассказывает Андрей Даллакян.

Надежный партнер - украинский производитель

Чтобы достичь оптимальной цены грузовика, было принято решение найти украинского производителя кузовной надстройки, который смог бы сделать надежный и функциональный кузов. Западные производители подобных кузовов не делают, и даже если бы и делали, цена такого грузовика стала бы неподъемной для украинского агропроизводителя.
«В Украине есть металл, есть и квалифицированная рабочая сила, то почему бы нам не заказать кузова местному производителю? Мы нашли такого партнера в г. Волноваха Донецкой области. Это ООО «Завод АЛЕКО». Он входит в группу компаний, которые имеют большой опыт и в зерноперевозках и в автосервисе, и в производстве кузовов. «Завод АЛЕКО» начал изготавливать кузова для зерновозов почти 10 лет назад. Сначала для нужд компании «Зернотранс», входящего в группу. А затем и для других желающих. То, что производитель испытывает все свои кузова на собственном «полигоне», добавляет доверия к этим инженерным решениям. Опыт наших партнеров позволил нам получить оптимальный по всем показателям продукт», - продолжает Андрей Даллакян.
Кузов от «АЛЕКО» - очень прочный и вместе с тем - легкий. Аналогичные кузова от других производителей весят на две -три тонны больше, а это и дополнительные расходы топлива и невозможности полноценно загрузить машину.
При этом объем кузова - максимально возможный, конструкция сделана так, что кузов расположен очень близко к раме автомобиля, он почти "садится " на колеса. При этом высота зерновоза не превышает 3,2 м, то есть можно без хлопот заехать к складам, провести загрузку на току или из-под комбайна. Другие же автопроизводители крепят кузов на 20-30 см выше, уменьшая его полезный объем или делая его слишком высоким для отечественной инфраструктуры.
Третья, не менее впечатляющая характеристика кузова, - это его многофункциональность, именно то, что позволяет эксплуатировать автомобиль круглый год - как в сезон, так и в межсезонье. Кроме зерна и другого насыпного груза можно возить любой груз - на европалетах, в мешках, ящиках и т.п.
Открытие кузова происходит как сзади, причем две части заднего борта открываются в разных плоскостях, так и с правой стороны. К тому же, этот кузов самосвального типа, позволяющий легко проводить разгрузку там, где нет специальной разгрузочной платформы. Гидравлическая система самосвала от известного голландского производителя HYVA обеспечит надежное пользование в течение многих лет (гарантия на гидравлические цилиндры 10 лет).

«Scania проявила большую чуткость к украинскому агроперевозчику, сделав стоимость автомобиля доступной за счет отечественного кузова. Это было очень смелое и верное решение. Вообще я был поражен тем, с какой четкостью ставились вопросы и как быстро и точно их решали. «Скания» очень четко поняла потребность рынка. Пока другие производители раскачивались, что-то обсуждали, «Скания» начала действовать. Когда мы предлагали сотрудничество по зерновозам другим производителям, они говорили, что в Украине нет рынка автозерновозов, нет, мол, потребности. Да нет, потребность есть, еще какая! Есть спрос, нет предложения, поэтому и рынка пока не существовало. А «Скания» сделала первый решительный шаг, создав этот рынок, сформировав новый тренд. Сейчас активизировались и другие производители -конкуренты, увидев, что возможностей множество. Но «Скания» в этом направлении является первой. Эта компания постоянно в поиске, в движении и очень быстро принимает решения. Мне кажется, что это в значительной степени заслуга Андрея Даллакяна, который и понимает, и чувствует, что именно нужно клиенту, рынка. Вообще, с «Скания» очень приятно сотрудничать, она создает творческую, открытую, дружелюбную атмосферу, уважает партнера. Производители грузовиков обычно «не видят» производителей прицепов, не учитывают их. Они продают только свои грузовики. Прицепы же к ним делают и продают другие. «Скания» же не только начала тесное сотрудничество с нами, но и предложила рынку готовый продукт», - рассказывает Олег Логутов, директор и совладелец ООО «Завод АЛЕКО» и ООО «Зернотранс».

В дополнение к грузовику - уникальные программные продукты

Еще одним привлекательным нюансом зерновоза от Scania стала система GPS - мониторинга - Scania FMS (система управления парком), которая обеспечивает полный контроль над перевозками. О необходимости такого контроля, который облегчает оперативное управление автопарком, говорят все руководители агропредприятий и транспортных компаний. Scania FMS собирает всю информацию с каждой системы автомобиля и через мобильную связь (GPRS) отсылает ее к центральному компьютеру. Клиент имеет возможность в режиме реального времени увидеть, где находится автомобиль, отследить его маршрут, снять более 40 показателей из различных систем автомобиля для определения его состояния. Это способствует и улучшению управления логистикой, и борьбе с хищениями грузов и топлива в пути, на самом деле является вопиющей проблемой. Раньше это просто невозможно было отследить, а уменьшение веса груза на 200-300 кг легко списывали на погрешность весов -платформ. А это 400-500 грн за один рейс! Также трудно определить то, что водитель где-то сбыл часть дизельного топлива. С системой Scania FMS - все под контролем. Какая-то остановка, отклонение от маршрута хотя бы на 50 м - и система подает сигнал.

«В парке нашей компании «Зернотранс» 150 грузовиков. Понимая, что их нужно контролировать, мы купили нечто подобное у российского разработчика программных продуктов. На каждый грузовик установили программу стоимостью 1400-1500 евро. Наша программа управления автопарком, которую для нас написали, обошлась в 50 тыс. евро. А Скания свою программу Scania FMS просто дарит владельцам грузовиков, она уже есть в автомобиле»- говорит Олег Логутов.

Scania представляет новинку

Итак, представляем вашему вниманию новое современное решение от компаний Scania и «Завод АЛЕКО», названное Grain Train (зерновой поезд ) - Scania P410 6x2 Евро 3. Это замечательный грузовик с двумя кузовами для перевозки зерновых сочетает оптимальные технические решения и демонстрирует превосходные эксплутационные и экономические показатели. Стоимость полностью укомплектованного продукта с гарантийной поддержкой, сервисным обслуживанием составляет примерно 140 тыс. евро. Более того, Scania предлагает клиентам различные виды финансирования - кредитование, лизинг. Клиенту для того, чтобы купить зерновоз, не нужно сразу иметь всю сумму. Таким образом Scania обеспечивает клиентов эффективными комплексными транспортными решениями.

Сроки окупаемости - разные, это зависит от вида деятельности и интенсивности эксплуатации грузовика, но не более 4 лет, некоторые клиенты, которые интенсивно эксплуатируют автомобили, говорят, что они окупаются уже через год-полтора. «Мироновский хлебопродукт», например, говорит, что приобретенные в «Скании» грузовики окупились менее чем за год.
«Один такой автомобиль в двух своих кузовах может перевозить от 75 до 87 тонн груза, в полтора раза больше, чем перевозит один железнодорожный зерновагон. Если везти зерно на расстояние до 300-400 км, себестоимость его перевозки не превышает тариф железной дороги. Но надежность и гибкость перевозок даже невозможно сравнить с железнодорожными перевозками», - отмечает Андрей Даллакян.


Возврат к списку